К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, относится развитие у них связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов, пересказов. Это необходимо как для дальнейшего успешного обучения в школе, так и для всестороннего развития личности ребенка

 Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов. Кроме того, у большинства из них наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Одним из средств  облегчающим процесс становления связной речи, по мнению А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина - это наглядность. Рассматривание предметов, картин, моделей  помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Поскольку  мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, то в качестве одного из  методов  развития связной речи можно считать моделирование.

Метод наглядного моделирования облегчает процесс изучения детьми стихов, загадок, скороговорок, так как они сами могут их «читать». Постепенно память дошкольников укрепляется, образное мышление развивается, они гораздо лучше, легче и эмоциональнее запоминают тексты, большие по объему. Разучивание становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста - осязаемым, видимым, таким, который можно представить.

Особенно эффективно использование моделирования  в развитии связной речи у детей с ЗПР, так как:

- для детей данной категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

- применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания

С целью развития связной речи у детей с задержкой психического развития  используют следующие виды моделей:

- Предметно-схематические модели (автор Ткаченко Т.А.). В предметно-схематических моделях используются опорные сигналы (схематические картинки), в которых представлены существенные признаки, связи, отношения. Являясь зрительным планом, они направляют процесс связного высказывания .

- Блоки-квадраты (автор Глухов В. П.). Блоки-квадраты, используются в условной наглядной схеме при моделировании сюжета произведения и обозначают отдельные фрагменты рассказа. Они заполняются изображениями персонажей и значимых объектов, которые соответствуют каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям устанавливать последовательность и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа [9].

- Схемы составления рассказов (автор Ефименкова Л.Н.). При составлении схемы используются опорные предметные картинки, которые располагаются в последовательности рассказа.

Таким образом в практике работы  с детьми с задержкой психического развития используют   мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.

Начинать следует с простейших мнемоквадратов – это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

- составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

- преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

- пересказ с опорой на символы (образы).

Обучение пересказу литературных произведений начинается со знакомых сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется прием совместного рассказа.

Пересказ сказок осуществляется следующим образом: педагог рассказывает сказку и одновременно показывает картинку. Затем дети включаются в повторный рассказ педагога – педагог начинает фразу, а дети её продолжают. На заключительном этапе – дети самостоятельно пересказывают произведение.

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращается внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму, величину), объясняется и показывается. (Это – помидор.   Помидор: круглый, красный, сочный…..). Затем, составляется совместный рассказ. Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.

Во время изучения наизусть стихотворных произведений целесообразно также использовать мнемические схемы-модели. Метод наглядного моделирования облегчает процесс изучения стихов, загадок детьми, поскольку они сами их могут «читать».

Моделирование  основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными, или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в каждом конкретном случае. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Метод  моделирования   облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.